Метод «навыки ребенка» (Kids’ Skills)
Сегодня на еженедельном Научном клубе обсуждался метод «навыки ребенка» (Kids’ Skills), который изначально создавался Беном Фурманом и его коллегами из Хельсинского института краткосрочной психотерапии как компиляция различных техник для помощи детям.
Постепенно оформился очень простой и конкретный алгоритм работы с детьми, который можно брать и использовать 🙂 И хотя научных исследований эффективности применения этого метода пока не проводилось, существует множество свидетельств его успешного применения в разных странах.
По сути, «Навыки ребенка» — это очень удобная, адаптированная под работу с детьми, разбитая на отдельные шаги «обертка» для КБТ-техник. В основе этого подхода лежит допущение, что любую проблему ребенка можно воспринять как отсутствие необходимого навыка, который надо освоить. Для детей учиться чему-то новому — естественно, и это гораздо проще, чем проделывать огромную работу по борьбе с «диагнозом» или «переделыванию себя», если нам приходится иметь дело с «аутистом», «агрессивным» или «застенчивым» ребенком.
В России издательством «Альпина-нон-фикшн» выпущено 2 книги, «Навыки ребенка», где очень простым языком описаны шаги терапии, и «Навыки ребенка в действии», включившая в себя большое количество конкретных историй, демонстрирующих применение метода на практике. Кроме того, легко найти одноименное бесплатное приложение для смартфонов Kids’ Skills Ben Furman.
Методика
В оригинальном виде метод включает в себя 15 шагов, но сам автор говорит, что не стоит следовать им слишком строго, какие-то шаги могут пропускаться, какие-то, на мой взгляд, дублируют друг друга. Опишу основные шаги и их соотношение с традиционными КБТ-техниками.
Мотивационное интервью:
1) Преобразование проблемы в навык, которым надо овладеть.
2) Заключение с ребенком соглашения об освоении навыка.
3) Выявление преимуществ (для ребенка!) от овладения навыком.
4) Классное название навыка.
15) Каким следующим навыком ты хочешь овладеть?
Создание системы поддержки и подкрепления:
5) «Существо силы», которое будет тебе помогать.
6) Как другие люди могут тебя поддерживать?
10) Кому ты расскажешь о своем навыке?
Подкрепление мотивация, валидация, вселение уверенности:
7) Что дает твоим союзникам уверенность, что ты научишься своему навыку?
8) Как ты хочешь отпраздновать овладение навыком?
12) Как следует напомнить тебе о твоем навыке, если ты будешь иногда о нем забывать?
Поведенческая активация, планирование тренировок, передача опыта:
9) Покажи мне, что именно ты будешь делать, когда научишься навыку.
11) Как другие люди могут поддержать тебя в тренировке навыку? Что именно ты будешь делать, чтобы тренироваться?
12) Как ты отблагодаришь своих союзников, когда научишься?
13) Кому ты мог бы помочь овладеть тем навыкам, которому научишься?
Больше информации о Kids’ Skills на сайте http://www.kidsskills.org.